Tomsk-kuhnja.ru

Кухни Томска
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Белорус собрал самую большую коллекцию кирпичей в стране

Белорус собрал самую большую коллекцию кирпичей в стране

Первый экспонат своей коллекции Алексей Чистяков нашел в 2010 году, прогуливаясь возле замковых стен в Лиде. Строители чистили расположенное рядом озеро и достали много мусора, среди него был необычный кирпич с клеймом «К». Алексей Алексеевич заинтересовался происхождением строительного материала и, отмыв его, принес в местный краеведческий музей. Как оказалось, информации о подобных исторических артефактах очень мало. В Беларуси — вообще крохи. Но, бывший военный, Алексей Чистяков — человек основательный, поэтому занялся изучением вопроса вплотную.

Прошло более трех лет. За это время кирпичей с историей в коллекции Чистякова уже около 300. Жизнь Алексея Алексеевича изменилась. Теперь, проходя мимо полуразрушенного здания, он видит не кучу отработанных строиматериалов, а источник пополнения коллекции. Благодаря связям, налаженным с коллекционерами и историками, многие находки удалось идентифицировать. Тайну других еще предстоит разгадать.

Мы встречаемся с Алексеем Чистяковым у стен реставрируемого Лидского замка. Коллекционер с нескрываемым восторгом смотрит на кладку: «Только представьте, многим из этих кирпичей уже полтысячелетия, а не рассыпались. И еще столько же простоят!» Алексей Алексеевич может говорить о банальном строительном материале часами. Для него старый кирпич не просто кусок обожженной глины, а вещь с большой буквы, которая может многое рассказать о своей эпохе.

Крупные кирпичные заводы создавались в местах, где шло массовое централизованное строительство, — рассказывает Алексей Алексеевич. — Чаще всего там, где возводили крепости. Так, например, во время возведения Бобруйской крепости в местечке появилось сразу несколько производителей, среди них завод Акулича, Розенбергов, Казенный кирпичный завод. Заканчивалось строительство — и заводы постепенно закрывались а их продукция жива и приносит пользу до сих пор. А как долог век, допустим, мобильного телефона?

А вообще, выйдя из печи обжига, кирпичи порой проделывают удивительный путь, как в пространстве, так и во времени. В старых зданиях Лидского района, например, я находил кирпичи, произведенные в Беларуси, России, Польше, Германии и даже Англии! В Витебске два года назад снесли двухэтажный дом, построенный уже после Великой Отечественной. Осмотрев руины, я нашел кирпичи послевоенного периода, довоенного и даже изготовленные в позапрошлом веке. Ситуация, на самом деле, не такая уж уникальная — просто здание строили пленные немцы, а в качестве материала использовали то, что осталось от разрушенных окрестных домов. В Лиде был еще один пример — сносили дом конца XIX века, на руинах я нашел 16 кирпичей, изготовленных разными производителями!

К современным кирпичам Алексей относится с легким пренебрежением. «Они безликие, — говорит он. — А помимо этого, есть все основания утверждать, что раньше кирпич делали значительно качественнее — проверено временем! Посмотрите на кирпич, изготовленный 200 лет назад и 20. Старичок, пролежавший в стене два века, чаще выглядит крепче 20-летнего». Берет в руки один из своих экспонатов: «Вот красноречивый пример: строители снесли дом и хотели старый кирпич размолотить на крошку. С первого раза не разбили и пошли на принцип — начали методично пытаться расколоть его со всех сторон. Не получилось!»

Экскурсия по Лиде, которую устроил нам Алексей Алексеевич, превращается в своеобразную игру. Коллекционер показывает очередное неприметное здание, и после мы долго пытаемся найти спрятанный в кладке артефакт. «Некоторые говорят, что мы, коллекционеры кирпичей, — вандалы, — возмущается Алексей Алексеевич. — На самом деле это не так! Кирпичи, которые лежат в кладке, никогда не трону, если будет интересный экспонат, вмурованный в стену, — сфотографирую его и буду изучать по карточке».

Алексей Чистяков пытается воссоздать старые технологии кирпичного производства. В теории все вроде бы просто, а вот на практике пока мало что получается — изготовленный им строительный материал пока не выдерживает никакой критики. Но коллекционер не отчаивается, уверен, что рано или поздно добьется хороших результатов.

Посчитать, сколько в Беларуси было производителей кирпича лет, допустим, сто назад, сейчас практически невозможно. Во-первых, вопрос мало изучен. Во-вторых, их было действительно много, как крупных производств, так и совсем маленьких. И каждое с гордостью ставило на свое изделие уникальное клеймо. Порой доходило до абсурда — некоторые известные марки начали подделывать! Чтобы не быть голословным, Алексей Алексеевич показывает несколько примеров. Сверху — оригинал, снизу — подделка. Найдите отличия.

Читайте так же:
Ламинированная дсп под кирпич

Отдельная часть коллекции — кирпичи-артефакты, несущие на себе отпечатки прошлого. Один из них — своеобразная «валентинка», созданная около века назад. Есть кирпичи с оттисками копыт животных и птичьих лап, ведь нередко их изготавливали в совершенно примитивных условиях и оставляли сушиться прямо возле деревенской хаты. Большая редкость — старые кирпичи с оттисками детских рук. Таких, к сожалению, в коллекции Алексея Чистякова нет. Ну и, конечно, достойное место занимает традиционная «пальчатка».

Оказывается, коллекционирование кирпичей не такое уж редкое занятие. В интернете сейчас существует немало специализированных ресурсов по этой тематике, старыми кирпичами обмениваются, их дарят, продают. Некоторые студии дизайна массово скупают старые, заклейменные кирпичи, а после используют их как декоративные элементы при отделке интерьеров. «Даже на „Барахолке“ Onliner.by регулярно появляются объявления по этой тематике», — смеется коллекционер. Цена вопроса пока небольшая — от $2 до $30—50. Но кто знает, что станет с их стоимостью, когда увлечение получит большее распространение? А предпосылки к этому есть. Собирать такую необычную коллекцию — одно удовольствие. И памятники архитектуры посмотришь, и по селам-весям поколесишь. Только вот демонстрировать экспонаты знакомым непросто. На встречу с нами Алексей Алексеевич привез в машине некоторые экземпляры. Достал из машины, показал, бережно сложил обратно. Считай, полтонны общего веса уже перетаскал.

Сегодня часть коллекции Чистякова выставлена в залах Лидского музея, говорят, нередко посетители приходят сюда с конкретной целью — посмотреть именно эту экспозицию. Но большинство потенциальных экспонатов хранится дома и в гараже. Алексей Алексеевич мечтает, что рано или поздно в Беларуси, а именно в Лиде, появится настоящий музей кирпичей. К слову, подобные музеи уже есть в России и Украине. А в Японии музей кирпичей даже лидирует по посещаемости. Чем мы хуже?

Кирпичная старина или из чего сложена история

Image

Наше с _kate_f хобби — коллекционирование дореволюционных кирпичей.
Как известно, большинство церквей и усадеб XIX столетия сложены из кирпича. А некоторые из них построены не из простого, а клеймённого кирпича. Клеймо — это таже торговая марка, знак качества. Под инициалами, выдавленными на стенках, скрываются, как правило, имена и фамилии купцов и дворян — владельцев кирпичных заводов. По прошествии времени вышло, что этим они увековечили свои имена и своё дело. И вот мы — собиратели этой Памяти. Путешествуя по разным областям (в прошлом губерниям) Центральной России, в поисках заброшенных памятников архитектуры и истории, мы находим эти необычные старинные кирпичи.
Этот пост представит лишь небольшую часть найденных нами клейм.

«Бр.Ж»братья Жареновы владели кирпичным заводом близ города Углича Ярославской губернии.
Image

Найден в разрушенном флигеле городской усадьбы Зиминых годов постройки) в Угличе.

Углич и его кирпичи (три нижеследующих клейма).

Клеймо «СП» — завод Сергея Пятутнина.
Сергей Иванович Пятунин имел всего трёх работников на производстве кирпича.
Image

«АР» — кирпичный завод Александра Николаевича Рудеева производил 230 тысяч кирпичей в год.
Image

«ННТ»Николай Николаевич Тучков (предводитель угличского дворянства, член Государственной думы от Ярославской губернии) так же владел кирпичным заводом в Угличе.
Image

«ТИ» — произведен на заводе купца Тараса Ефимовича Игнатьева, с 1884 года владевшим кирпичным заводом в Смоленском уезде.
Image

Найден в Смоленских краях.

«Е.А.Н.» — завод Екатерины Александровной Носовой в Кашине.
Image

Найден в усадьбе князей Куракиных, в Зубцовском уезде Тверской губернии.

«Г.Ш.» — возможно, данное клеймо принадлежит заводу графа Дмитрия Николаевича Шереметьева, а затем его сына Сергея Дмитриевича. Завод находился на реке Малая Ижорка и работал в годах.

Найден в усадьбе Шереметевых.

«Бр К»братья Клочковы. Завод Братьев Клочковых Петра и Николая Егоровичей (до отмены крепостного права — помещичьи крестьяне князей Волконских, а потом господ Лопухиных) в 1901 году располагался в Туле близ вокзала.
Image

Читайте так же:
Клинкерный лицевой кирпич рустика

Найден в усадьбе помещика Соковнина в Тульской губернии.

«АМ»Афанасий Яковлевич Митюковъ. В года кирпичный завод располагался близ станции Калуга Карачаевской волости.

Найден в усадебных постройках князей Урусовых вблизи Калуги.

«МЗ» не идентифицирован.
Image

Найден в усадьбе помещика-предпринимателя и дворянина Кошелёва в Рязанской губернии.

«БД» не идентифицирован.

Из Тверской губернии.

«К.Т.А.Н.» не идентифицирован.
Image

Найден во Ржеве, рядом с усадьбой Акима Немилова.

«БГ»

«ВП»

Оба кирпича (БГ и ВП) найдены в усадьбе Повалишиных Смоленской губернии.

«ВП» — клеймо принадлежит купцу Василию Ивановичу Пономареву, завод которого работал в г. Гжатске с 1875 года.
Image

«Ц.З.» — скорее всего расшифровывается как Церковный Завод.
Image

Из Шаховского уезда Московской губернии.

«ИАО» не идентифицирован.
Image

Найден в сторожке храма Мологского уезда Ярославской губернии.

«Л.К.З.» не идентифицирован.
Image

«В.К.» не идентифицирован.
Image

Эти два (ЛКЗ и ВК) кирпичика были найдены в храме на Калужской земле.
Image

«ЗГБ» не идентифицирован.
Image

Из храма Нижегородской губернии.

Этот экземпляр найден в урочище, на месте сожжённой в 1942 году деревни Вяземского уезда, Смоленской губ.
Image

Пензенский кирпич с красивым клеймом «А.Д.А.» найден в пригороде Ряжска.

«М.А.С.» — заводик по производству керамических и гончарных изделий, основан в 1871 году почётным гражданином по-русски Михаилом Артемьевичем Степановым (на родном Микаэл Арутюнович Степанянц, был армянином). Выпускал так же огнеупорные кирпичи.
Image

Найден в усадьбе Грузинских Владимирской губернии.

Возле железнодорожной станции Васильевская (позже станция Кудиново, ещё позже — Электроугли) на заводе того же М.А.Степанова изготавливались и шестигранные плитки для полов.

Московские клейма.
Производителей кирпичей в городе Москве и области было превеликое множество. И зачастую под одними и теми же инициалами могло скрываться сразу несколько производителей. Поэтому большинство достоверно идентифицировать не предоставляется возможным. Основное их отличие от большинства других кирпичей это ранние года выпуска.
«ГД» По каталогу исследователя и специалиста И.Киселёва датируется датируется годом.
Image

«АВ» не идентифицирован.
Image

«ЯК»Яков Михайлович Китайцев (производство кирпича по каталогу И.Киселёва в 1812 г. упоминается о заводе купца Михайло Нефедовича Кутайцева, близ села Троицкое в Серпуховской части Московского уезда. Весьма вероятно, что именно данное клеймо и относится к этому довольно старому заводу, работавшему в гг..

«ФШ» не идентифицирован.
Image

Редкий вид ложкового (сбоку кирпича) клейма представлен кирпичом «И.П. Воронинъ».
В 1898 году купеческий сын И.П. Воронин, из Сергиева Посада, в селе Большие Мытищи открывает кирпичный завод.
Image

Так же в нашей коллекции есть и иностранцы, найденные на просторах нашей Родины.
«WALBOTTLE» — производился на заводе «Walbottle Coal & Firebrick Co.» в деревеньке Уолботтл графства Нортумберленд в Англии.

Найден был в храме Сусанинского уезда Костромской губернии.

«D.Ch.F.» — произведён на острове Борнхольм в Балтийском море, принадлежащем Дании. Что касается данной аббревиатуры:
«Danks» (Датский) «Chamottesten» (Огнеупорный кирпич) «Fabrik» (Завод).

Найден в храме, расположенном в пригороде Вологды.

«Derstern Borowiz» найден в Рыбинске.
Image

«Monopol»
Image

и «Salamander»
Image

Найдены в храме Некоузкого уезда Ярославской губернии.

И в Москве встречаются иностранцы.
«Jebr.In»

«FIRECLAY»

И наиболее известный (по месту производства) кирпич с клеймом «Боровичи».
Кирпичный завод ведет историю с 1855 года, когда господин Нобель основал в Новгородской губернии в Боровичах свой первый завод огнеупорных изделий. Затем в 1880 г. выходец из немецких промышленников, купец первой гильдии Константин Логгинович Вахтер построил несколько заводов, получивших свое название по первым буквам греческого алфавита — ALFA, BETA и GAMMA.

«В.О.»
Image

Отсюда (Тверская губ.). Ранее тут располагалась женская община «Молитва и Труд».
Image

Здесь же был найден печной изразец с клеймом «1910. Заводъ Тябликова. г.Клинъ».
Image

Коды прошлого. Ростовчанин читает историю города по кирпичам

Роман Бочарников

Большие и непривычно маленькие – белые, рыжие, красные. Старых кирпичей в коллекции ростовчанина Романа Бочарникова более пяти сотен.

Окончил Донской государственный технический университет (ДГТУ).

Член президиума Донского отделения ВООПИиК (Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры).

Впрочем, на Дону Бочарников в последние годы известен и другой своей ипостасью. Он убеждённый защитник старых зданий Ростова, член Общества охраны памятников истории и культуры.

Читайте так же:
Образец коммерческого предложения поставки кирпича

Чтобы обращать внимание на проблемы архитектурного облика Ростова, лет пять назад он ещё и организовал небольшое общественное объединение — «МойФасад».

«В активе несколько человек. Но, когда бросаем клич, собираются и две-три сотни горожан», — объясняет он.

Летом этого года активисты забили тревогу после того, как в Ростове начали ремонтировать фасады домов в историческом центре. В конце концов, чтобы урегулировать ситуацию, в неё вынужден был вмешаться донской губернатор.

О том, чем завершился этот конфликт, и вообще об архитектуре современного Ростова наш разговор.

Попугай бы вздрогнул.

— Роман, начну всё-таки со скандала, который с подачи общественников «МоегоФасада» разгорелся в Ростове этим летом. В городе в рамках программы подготовки к Чемпионату мира 2018 года начали приводить в порядок фасады и крыши старых домов, которыми наводнён центр. Казалось бы, хорошее дело.

Дом Максимова - первое каменное сооружение в Ростове-на-Дону.

— Мы тоже так думали. Это было лето — июнь, июль. Я увидел: один дом в лесах, другой. После мы пригляделись: современной да ещё и дешёвой штукатуркой замазывали старые кирпичные дома. Началось, без преувеличения, обезображивание зданий. Во-первых, под слоем штукатурки некоторые детали кирпичного декора попросту пропадают — их не видно! То есть идёт сознательное упрощение архитектурного облика. Хотя за последнее столетие архитектура на Дону и без того пришла в упадок. Это до революции, возводя дом, думали о его облике. Сегодня почему-то решили: дом — это просто коробка. Насаждаются серость, безликость. В придачу для «ремонта» выбирали нередко и какие-то безобразные цвета — свежую штукатурку красили в ярко-оранжевый и другие клоунские расцветки. Увидев это, даже попугай бы вздрогнул.

Есть вопросы и к самой программе. Она подразумевает приведение в порядок только фасадов и крыш. Но жители домов (причём дома штукатурили на условиях софинансирования со стороны жильцов) жаловались и жалуются: «Зачем вы ремонтируете первым делом фасад?!» Мол, у нас текут трубы, прогнулись старые межэтажные перекрытия, повреждён фундамент. Такой ремонт, скорее, лишь показуха. Понятно, что если фасады «плывут», то штукатурка будет осыпаться, трескаться. Эти дома через два — три года (ещё до Чемпионата мира) по второму разу придётся красить и штукатурить. Это беспроигрышный вариант для осваивания всё новых бюджетных средств. Давайте сейчас покрасим, через пару лет за счёт бюджета опять будем нанимать строительные организации и красить. Очевидно, кто-то попросту нагреет на этом руки.

На пресс-конференции, которую организовал «МойФасад», пригласили и известных архитекторов, и представителей городского Департамента ЖКХ. Любовь Волошинова, архитектор, в отношении дома по пер. Газетному, 97, просила: мол, сохраните старинную дверь, она одна из красивейших в Ростове! Дверь деревянная, резная, с кованой накладкой. Таких больше нет и не будет. Директор департамента кивал. Но строители всё равно поменяли её на железную. Понимаете, с одной стороны, говорят, будут привлекать красивыми домами туристов. Но кому интересны дома, обмазанные современной дешёвой штукатуркой?!

— После скандала в ситуацию вмешался губернатор. В итоге вы чего-то добились?

— Те 30 домов «доремонтируют» уже так, как было начато. Однако результат той волны, которую мы подняли, есть. По решению губернатора создали комиссию, куда вошли общественники, известные архитекторы, эксперты. Они будут определять, как ремонтировать фасад каждого дома в будущем.

Если идея окажется эффективной, мы сможем повлиять на судьбы сотен домов. Хотя по-прежнему считаем: сначала надо приводить в порядок коммуникации, перекрытия, фундамент, а потом уже фасад.

Тайна клейма

— Слышала, что ваш первый кирпич, который и положил начало коллекции, вы обнаружили чуть ли не в куче мусора. А после уже влюбились в архитектуру, вошли в Общество охраны памятников, стали инициатором нескольких громких акций по спасению ростовских особнячков.

— Дело было на Валааме. Мы поехали туда с приятелями, если не ошибаюсь, в 2003 году -11 лет назад. Однажды гуляли в той части острова, где велись реставрационные работы. Высилась куча строительного мусора. И вдруг я краем глаза увидел в ней необычный кирпич. Полез в ту кучу, несмотря на косые взгляды друзей (улыбается). Отряхнул. Завернул в газетку и привёз в Ростов. Ради интереса стали разбираться, что рассказывает клеймо. Впрочем, это оказалось нетрудно. Клеймо представляло собой надпись «ВМ 1898». Его произвели на кирпичном заводике Валаамского монастыря в 1898 году. После в Ростове, на останках снесённого дома, я нашёл вот этот кирпич (указывает на фотографию со своей выставки). Клеймо, как видите, — это фамилия Бублиев и что-то вроде рамки вокруг. И так я втянулся.

Читайте так же:
Кирпич ломаный как сделать

Сам я технарь по образованию, зарабатываю на жизнь рекламой. А чем интересно моё увлечение? Любая такая находка требует расшифровки клейма, ты начинаешь копаться и тем самым узнаёшь что-то новое — о владельце завода, судьбе здания, о том, кто в нём жил. За некоторыми кирпичами пласты не только истории, но и человеческих судеб.

— Например?

— Ну, скажем, одни из самых распространённых кирпичей в Ростове — те, что были сделаны на заводе Епифанова, крупного заводчика. Например, из таких кирпичей был сложен дом врача Рындзюна.

— Лет пять назад вы, говорят, даже организовали его «похороны» и спасли тем самым этот дом-памятник от сноса.

— (Улыбается). Он уже был в списках на снос. Даже приезжали рабочие и начали разбирать крышу. Мы устроили что-то вроде торжественного прощания с ним. В подъезде был небольшой барельеф с лицом мужчины. Мы его сфотографировали и сделали символом дома — кстати, действительно красивейшего. Поместили портрет в траурную рамку, вывесили. Положили перед домом на асфальте гвоздики, повесили похоронные венки. Нам повезло, конечно, с тем, что эту акцию заметили СМИ. В итоге власти пошли на попятную: дом сохранили, два года назад его продали инвестору, который взял обязательство привести дом в порядок. Правда, потом выяснилось: дом валится, реконструкция невозможна. Его разобрали, инвестор возведёт новый дом и обязался воссоздать фасад.

Но вернёмся к кирпичам. Благодаря им заинтересовался и судьбой этого дома. Многие ли помнят, что в нём до революции была водолечебница (одна из первых в царской России спа-клиник) доктора Ильи Рындзюна? Есть предположения, что там делали процедуры даже Чехову, который, кстати, в этом районе Ростова часто бывал.

Или, например, у меня в коллекции есть кирпичи и черепица с клеймом «Золотая экономия». В 20 км от Таганрога расположено село Золотая Коса, где сохранился «Замок Лакиера». Увы, сегодня это имя мало кому известно. Хотя Александр Борисович Лакиер был личностью общероссийского масштаба, известным геральдистом. Волею судеб свои дни он окончил в той усадьбе. Сам этот замок — отдельная проблема. Он памятник, мог бы быть достопримечательностью. Но стоит заколоченным, рушится, к нему подбирается море.

Есть кирпичи, клейма на которых только предстоит разгадать. Или вот недавно кирпичи с клеймами в виде. танцующей фигурки в халате нашли при сносе строений для возведения многоэтажки на Ростовской набережной. Спасти эти склады не удалось, они не значились в списке памятников.

Да много историй, связанных с кирпичами, таят в себе неразгаданные тайны.

В погоне за наживой

— Как вообще вам, защитнику памятников, архитектура сегодняшнего Ростова?

— То, что Ростов уродуют, не секрет. Застраивают парки. Тот же сквер Строителей как сквер фактически исчезнет. Станет двором возводимых там многоэтажек.

Выросли несколько лет назад огромные башни Купеческого двора и испорчен уже открыточный, привычный вид центра города, доминантой которого по высоте была колокольня.

Или такой важный нюанс: есть понятие «историческая застройка улицы» — то есть её общий вид. В цивилизованном мире, даже если здания не памятники, но формируют колорит улицы, их оставляют, не сносят. Более того, стараются укрепить, привести в порядок. Вообще во всём мире ценят историю, сохранение духа старины. У нас же словно пляшут от обратного. В Ростове есть проект охранных зон, но он никем не утверждён, поскольку невыгоден строителям. Потому в центре продолжают расти многоэтажки, хотя всем понятно, насколько безвкусно, ужасно соседство современных коробок со старинными небольшими домами. Власть на это почему-то закрывает глаза.

Те, у кого душа действительно болит, — это, к сожалению, только общественники.

След рыцарского пениса

Здесь представлена коллекция камней и кирпичей Королевского замка, взорванного в 70-е годы двадцатого столетия. Это единственная в своем роде коллекция средневекового кирпича, где на камнях отображены клейма мастеров, отпечатки следов животных, профильные чертежи подземелий Королевского замка. Представленные экспонаты были собраны из разных частей Королевского замка. С восточной части, где вначале находились герцогские, а позднее и королевские покои. С южной – там находилась Янтарная комната. С самой древней, северной части, в которой когда-то принимал гостей кабачок «Блютгерихт». А в средние века северная часть Королевского замка «содержала» камеры пыток. Особенную ценность представляют кирпичи, собранные на месте коронаций прусских монархов.

Читайте так же:
Кого кинули с кирпичом

Параллельные полосы

Кирпич XIII века. Северная часть Королевского замка. Параллельные и перпендикулярные полосы. Отметка сделана четырьмя пальцами. Таким образом, мастер, по всей видимости, определял качество кирпичей в партии.

О тпечаток пениса

Эксклюзивный отпечаток пениса рыцаря XIII века. Своеобразное послание рыцаря XIII века калининградцам.

Тевтонский крест

На кирпиче изображён Тевтонский, или, было бы точнее сказать, Австрийский артиллерийский крест — грамотное определение данного знака-клейма. Этот камень был найден в южной части Королевского замка. И к числу его неоспоримых достоинств, помимо необыкновенной прочности (двойной обжиг), относится ещё и то, что такой камень у меня (Сергея Трифонова) в коллекции единственный.
Если на камнях присутствуют клейма «волчья лапа» или руны (а это — принадлежность к языческой культуре), то крест, конечно же, относит нас к влиянию христианства. И сам факт наличия изображения креста на камнях свидетельствует о силе веры в тот период, когда здесь были крестоносцы. Это клеймо явно носит идеологический характер. Ведь крест – символ веры, объединяющий в себе более тысячи понятий.

Лебединый след

Это единственный след в коллекции. След датируется XIV веком.

Прорисовка лабиринта «L» на камне

Это точная прорисовка лабиринта «L». По данным, в этом лабиринте, под рекой, спрятано ЧУДО СВЕТА — янтарная комната, так называемое ЗОЛОТО ПРУССИИ. И эта точная прорисовка именно этого подземного хода с масштабом и модулем на кирпиче XIV века — уникальное приложение к двум кирпичам, которые мы показывали раньше. На тех кирпичах изображён развернутый план, а здесь — деталь с указанием места входа в подземный ход лабиринта «L», идущий под реку Прегель и на остров Кнайпхоф в Кёнигсберге, ныне остров Канта в Калининграде.

След от шипов рыцарских сапог XIII века на кирпиче

Северная часть Королевского замка. Нам хотелось бы думать, что это след главного рыцаря нашего города, основателя Кёнигсберга богемского короля Оттокара II Пшемысла. И это очень древний след.

Ножка младенца

Не хотелось долгое время показывать этот кирпич, но так случилось, что это происходит.
Это ножка младенца, маленького крестоносца, немца. Этому камню порядка 800 лет, и это след месячного ребёнка. Естественно, месячный ребёнок не мог бегать по кирпичам и оставлять следы, за него это сделали его отец или мать. Эта отметка как промысел Господня, и соответственно, это очень добрый знак. След всего 8 см. Стоимость этого камня деньгами не измерить. Он достоен музея Берлина, Парижского Лувра, так как мы говорим о замке, где короновались три немецких короля.

Кирпич с надписью «1000»

Видимо, эта партия была куплена орденским государством для строительства Королевского замка, и на каждом тысячном кирпиче они делали отметку. Мистика заключается в том, что одна из экономических программ бывшего губернатора Калининградской области Леонида Горбенко тоже называлась «Программа 1000». Всё повторяется на территории Восточной Пруссии.

Р усский след

Уникальная находка. Такого кирпича, в принципе, не должно быть. Это русский камень с клеймом Санкт-Петербургского завода. Королевский замок, здание Унфреда. В семилетнюю войну русские располагались в Кёнигсберге, и Губернатор Кёнигсберга, отец Суворова, распорядился о восстановлении здания Унфреда. По всей видимости, этот камень с партии кирпичей, которая была привезена из России. Это русский след в Королевском замке.

Заводское клеймо XVII века на кирпиче с восточной части Королевского замка

Мы не комментируем это клеймо, т.к. знак скрыт. И оставшиеся камни, закрытые чёрной пластинкой — это те знаки, которые не расшифрованы. Это интрига для немецких и шведских учёных.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector