Tomsk-kuhnja.ru

Кухни Томска
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Применение кирпича в строительстве

Применение кирпича в строительстве

Современные архитекторы стремятся в своих проектах использовать не только традиционные строительные материалы, но и новые разработки и технологии. Тем не менее, такие материалы, как кирпич, дерево и камень с давних пор применялись для создания и простых строений, и уникальных сооружений.

Так, храм Василия Блаженного возведен из восемнадцати видов фигурных кирпичей, а храм Вознесения – из 9 элементов декора. Кирпич характеризуется уникальными свойствами, благодаря которым и сейчас является одним из наиболее распространенных материалов в строительстве. И человек по-разному воспринимает обычную кирпичную кладку и бетонную стену. Бетонная стена вызывает чувство однотонности, а кирпичная стена – динамичности.

Использование полнотелого кирпича

Используется кирпич для строительства различных сооружений и элементов здания. Различные его виды применяются в разных областях.

Полнотелый кирпич применяют:

  • Для устройства фундамента и цоколя
  • Для строительства наружных лестниц
  • Для возведения внутрикомнатных перегородок и стен
  • Для строительства печей, каминов и дымоходов
  • Для строительства колонн, шахт лифтов, дымовых труб
  • Для устройства подвальных помещений
  • Для облицовки наружных стен зданий.

Полнотелый кирпич можно использовать для возведения цоколя и фундамента. Цоколь является изоляцией подполья от холода и сырости, снега и ветра. В доме с цоколем из полнотелого кирпича показатели влажности и температуры устанавливаются на уровне, оптимальном для самочувствия и комфортного проживания человека. Фундамент может быть устроен из разнообразных материалов, включая и полнотелый кирпич. От качества и свойств материала, из которого сделан фундамент, в большой мере зависит эффективность защиты внутренних помещений дома от воды и других агрессивных факторов окружающей среды.

Другой сферой использования полнотелого кирпича в строительстве является устройство наружных лестниц. Этот материал имеет характеристики, идеально подходящие для строительства из него лестниц перед домами. К ним относятся удобный размер кирпича, и возможность деления его на части, устойчивость материала к многократным изменениям окружающей среды и атмосферным осадкам, долговечность.

При применении вентилируемых фасадов лучшим видом стены считается стена из бетона или кирпича. Наружная стена при устройстве таких фасадов выполняет важную конструктивную роль, так как является опорой, передающей нагрузку на каркас строения от всех элементов облицовки и фасадной отделки. Кирпичная стена прекрасно выдерживает подобные нагрузки.

Для строительства стен и внутрикомнатных перегородок этот материал также подходит. К таким стенам хорошо крепятся различные навесные конструкции и предметы с помощью дюбелей и гвоздей. Кирпичная стена характеризуется высокой тепловой инертностью, т. е. медленно остывает и медленно прогревается. Это значит, что в домах с такими стенами температура воздуха в течение суток не сильно изменяется. Стены ниже уровня гидроизоляции можно делать только из глиняного кирпича, хорошо обожженного. А рифленая поверхность кирпича является отличной основой для нанесения штукатурки и скрепления между собой различных растворов.

Кирпич не ниже марки 150 рекомендуется использовать для строительства каминов и печей. А для использования в качестве топлива для печи не только дров, но и угля, лучше построить ее из огнеупорного кирпича. Из кирпича возводятся и такие важные элементы каминов и печей, как дымовые трубы, вентиляционные каналы и дымоходы. Способность красного полнотелого кирпича выдерживать достаточно большие нагрузки обусловливает его широкое применение для строительства стенок шахт лифта в многоэтажных домах.

Для создания сложных архитектурных форм, строительства зданий с колоннами и сводами также используют полнотелый кирпич. В этом случае он необходим для сооружения опорных колон для сводов зданий и куполов. Прочность и долговечность кирпича делает его самым лучшим материалом для этой цели. Поэтому и раньше, и сейчас храмы и церкви возводятся из кирпича. Также идеальным строительным материалом кирпич является и для возведения стен подвальных помещений. Особенностью подвалов является частый контакт его стен с грунтом и грунтовыми водами. Это значит, что стены подвержены постоянно изменяющимся температурам, воздействию влаги и т. д. Такие свойства материала, как прочность, устойчивость к воздействию влаги и другим природным воздействиям, делают его идеальным для сооружения подвальных помещений домов.

Применение керамического и силикатного кирпича

Керамический кирпич считается лучшим для строительства коттеджей. Он получается в результате обжига глиняных прессованных брикетов и применяется при строительстве перегородок, фундаментов, стен, печей, заборов, каминов. Использовать необходимо только качественный, не пережженный керамический кирпич, при выборе которого рекомендуется изучить сертификат, в котором отмечены основные технические характеристики материала.

Силикатный кирпич производят из сырья на силикатной основе. Основные свойства его отличаются от свойств керамического кирпича. Так, он более мягкий и легкий, не такой прочный и используется только для возведения перегородок и стен. Также этот вид кирпича характеризуется высокой теплопроводностью, пониженной водостойкостью и небольшой стоимостью.

Все виды кирпича, в сравнении с бетоном, экологичны и содержат минимальное количество добавок. Причем все содержащиеся в структуре материала добавки имеют нехимической происхождение. Для контроля экологических свойств материала измеряют его удельную активность естественных радионуклидов, которая должна иметь значение до 370 Бк/кг. Для измерения этого параметра при выборе материала рекомендуется использовать бытовой дозиметр.

Читайте так же:
Как собрать сайдинг под кирпич

Брак кирпича: недожог и пережог

Широкое использование кирпича в строительстве обусловлено его свойствами и преимуществами перед другими строительными материалами. Однако для этого необходимо использовать качественный кирпич. В процессе же его производства иногда появляется брак, который выражается в виде недожога или пережога материала, наличия в его структуре высолов или известковых включений.

Недожог и пережог cчитается браком по стандарту

Брак кирпича: высолы и известковые включения

Известковые включения по стандарту не считаются браком, но также могут ухудшить основные свойства материала. Появляются такие включения вследствие неправильной подготовки сырья в процессе производства кирпича. Содержащийся в глинистом сырье известняк необходимо измельчать так, чтобы не оставалось зерен даже очень маленьких размеров – 0,5 мм. Если же такие зерна остаются, то они будут впитывать влагу и увеличиваться в размерах, постепенно откалывая куски кирпича. Браком будет считаться кирпич, имеющий отколы глубиной более шести миллиметров. Если размер откола меньше, то такой материал допускается к реализации и использованию в строительстве.

Наиболее распространенным браком кирпича являются высолы, т. е. белые пятна на кирпиче. Они появляются уже после того, как уложен материал, поэтому выявить такой брак при выборе материла достаточно сложно. Высолы появляются вследствие выхода солей из кладочного раствора, воздуха, грунтовых вод или кирпича на поверхность кладки.

Для того чтобы предупредить или уменьшить вероятность появления высолов, рекомендуется использовать во время работы цемент, в котором содержится минимальное количество примесей, образующих высолы. Также предупредить появления нежелательного дефекта можно, используя густой кладочный раствор. Не рекомендуется укладывать кирпич вечером или в дождливую погоду, размазывать раствор по поверхности материала. Уберечься от высолов можно, подводя под строение крышу как можно быстрее, а также покрывая фасад специальными защитными составами.

Высолы можно удалить с поверхности кирпичной стены. Для этого применяют специальные или народные средства. К народным средствам относится протирание поверхности раствором соляной кислоты (пятипроцентным), уксусной кислоты или нашатырного спирта. Специальные средства можно приобрести в строительных магазинах. Если же ничего не делать, то высолы с кирпичной поверхности постепенно смоются дождями. На это обычно уходит от двух до трех лет.

Кладка кирпича зимой

Часто строительство различных объектов ведется не только в теплое время года, но и зимой. С наступлением морозов кладка кирпича также возможна, но требует соблюдения некоторых условий. Холодный воздух приводит к тому, что в процессе работы некоторые части кладки цементируются льдом и образующиеся при этом усилия внутри кладки приводят к нарушению ее прочности. Избежать этого можно, соблюдая простые рекомендации специалистов.

Прежде всего, материал следует очень быстро укладывать на раствор, чтобы раствор в нижних рядах еще до замерзания хорошо уплотнился под давлением верхних рядов. Также рекомендуется стены возводить равномерно, не делая разрывов по высоте более 4 м, а после возведения стены в пределах этажности быстро выполнить укладку сборных перекрытий. Толщина швов кладки делается такой же, как и при работе летом. Если делать шов большей толщины, то он до замерзания не успеет сжаться до требуемой прочности и плотности. При этом во время оттаивания кладка сильно осядет и это может вызвать даже ее разрушение. Во время перерывов в процессе кладки необходимо стену накрывать толем, а продолжать работу можно только после очищения ее от снега, замерзшего раствора и наледи. Кроме того, оставляя работу, необходимо швы верхнего ряда наполнить раствором.

Вертикальность кладки проверять следует постоянно. Раствор использовать необходимо только теплый, поэтому после его приготовления использовать состав следует в течение двадцати – двадцати пяти минут. Замерзший раствор использовать или разбавлять горячей водой нельзя. Доставлять раствор к месту работы необходимо в закрытых утепленных контейнерах и выгружать только перед работой в утепленные ящики. Пластичность раствор теряет достаточно быстро, поэтому горизонтальные швы могут быть недостаточно уплотненными и, следовательно, весной возможна усадка стены. Поэтому при работе в холодную погоду необходимо контролировать дозировку добавок к смеси и ее качество.

При использовании морозостойкого раствора заполнение швов также должно быть максимально плотным и полным до замерзания раствора. Это сделать несложно. Достаточно небольшие участки кладки покрыто раствором, и быстро уложить следующий ряд. После этого выполняется расшивка. Работать с кирпичом можно при температуре до -30 градусов. Отделка стен лицевым кирпичом в течение зимнего периода возможна на высоту не более 15 метров. Выполняя описанные рекомендации, даже зимой можно выполнить качественную, долговечную и прочную кладку из кирпича.

Кирпич – один из наиболее распространенных строительных материалов, свойства которого позволяют использовать его для устройства различных сооружений и элементов конструкции зданий.

Записки историка: строительная культура древних смоленских мастеров

Порядовая кладка. Полуколонна, южная стена, церковь Петра и Павла, XII в.

После того, как было рассказано обо всех известных и исследованных на данный момент памятниках древней смоленской архитектуры, хотелось бы вкратце коснуться темы древней строительной культуры и рассмотреть хотя бы некоторые вопросы. Например, такие: кто строил древние смоленские храмы? Каковы были отличия смоленской строительной технологии от технологий в других землях Древней Руси (и какие это вообще были технологии)? Были ли древнерусские и смоленские строители такими же «вольными каменщиками» как и их европейские коллеги, или нет?

Читайте так же:
Какие бывают пропитки для кирпича

Знаки и клейма на плинфах

Выше уже упоминалось о том, строители начавшие работать в Смоленске в середине 40-х годов XII века приехали из Чернигова. Вероятно, именно ими была привнесена такая особенность древнего смоленского зодчества, как знаки на кирпичах-плинфах. Это изображения похожие либо на римские цифры, либо на буквы кириллицы или латиницы, либо прочие, часто совершенно непонятные изображения (украшения) на торцах (боковых сторонах) кирпичей-плинф.

«Сопоставления знаков с процессом изготовления кирпичей привело к выводу, что <…> данные знаки производственные. Ими метили верхний кирпич каждого штабеля сырцов («банкет») для того, чтобы определять день формовки штабеля или партию, предназначенную для одновременного обжига в печи». Иногда среди разных знаков встречаются и княжеские. «Обычно подобных знаков бывает очень немного (по одному знаку в памятнике), хотя иногда в нескольких вариантах рисунка». В Смоленске княжеские знаки на торцах кирпичей были встречены в Борисоглебском соборе (там же был обнаружен и большой княжеский знак в виде клейма на постелистой (боковой) стороне плинфы), вероятно, в древнем Успенском соборе на Соборной горе, церкви Василия, Троицком соборе на Кловке.

Но, на кирпичах-плинфах изготовленных в Смоленске встречаются не только знаки. Имеется и много клейм-оттисков в виде печатей, поставленных древними плинфотворителями на большой внутренней (постелистой) поверхности, когда кирпич-плинфа был еще сырым. Причем, подавляющее большинство клейм ставилось во время раннего периода строительной деятельности в Смоленске, то есть в 40-х – 70-х годах XII века.

Подобные клейма кроме Смоленска известны только в Полоцке, поэтому, вероятнее всего, по крайней мере, часть высококвалифицированных ремесленников изготавливавших плинфу (плинфотворителей) перебралась в Смоленск из Полоцка. Кстати, до сих пор не совсем понятно зачем древние мастера наносили их на плинфу. Также в Смоленске иногда на постелистые (боковые) стороны плинф, когда они были еще сырыми, острой палочкой наносились изображения в виде знаков, букв, символов, рисунков, и просто каких-то непонятных каракулей. Эти изображения называются граффити.

Кирпичеобжигательные печи

Процесс обжигания кирпичей-плинф в Древней Руси до сих пор изучен очень слабо. К настоящему времени найдено и исследовано всего около десятка остатков печей действовавших в древнерусское время. Печи обнаружены: в Киеве, Суздале, возле Старой Рязани, в Чернигове и в Смоленске. Причем, более ранняя печь, найденная и исследованная в Чернигове такого же типа, как и смоленские, опять же является очередным свидетельством того, что строительная артель прибыла в Смоленск именно из Чернигова.

В Смоленске «в 1962 году во время раскопок собора на Протоке <…> были обнаружены остатки печи, а в 1963 году были произведены раскопки». Печь была врезана в «северный склон холмистой гряды», она круглая в плане, диаметром более 4 метров. Ее наружная стенка была сложена из сырцовых кирпичей, «уложенных в один ряд длинной стороной вдоль стенки. Кладка выполнена на глиняном растворе, толщина швов 3 – 4 сантиметров.

Внутри печь перегорожена семью поперечными стенками-перемычками, расстояния между которыми 15 – 20 сантиметров. В отличие от наружной стенки перемычки сложены из обожженных кирпичей <…> Через всю печь проходит главный топочный канал, образуемый арочными проемами <…> В северной части печи на линии главного топочного канала находилось устье… Перед этой аркой снаружи расположен узкий канал, ограниченный сырцовыми стенками…» Еще одна подобная печь была обнаружена в 1972 году в западной части Смоленска на склонах Чуриловского оврага, на улице Пушкина. В 1973 году она была раскопана.

Петр Раппопорт считает, что «печи, раскопанные в Смоленске, <…> судя по формату их кирпича не вполне одновременны. Печь Протоке была сооружена в конце XII века и перестроена в самом начале XIII века, тогда как печь, построенная на улице Пушкина, построена чуть позже, по-видимому, в 1230 году». Может быть, эта печь была сооружена в связи со строительством Спасского монастыря в верховьях Смядыни? Следует заметить, что в древнерусское время в Смоленске кирпичеобжигательных печей было гораздо больше.

К такому выводу пришел Петр Раппопорт на основании реконструкции производительности этих печей. – «Чтобы обеспечить строительство храма средней величины, должны были в течение двух сезонов одновременно работать не менее десяти печей такого типа, как раскопанные в Смоленске». К сожалению, уникальная печь, раскопанная возле собора на Протоке, не дошла до нашего времени, так как была уничтожена. Впрочем, еще раньше была уничтожена еще одна кирпичеобжигательная печь, обнаруженная в 1931 году на правом берегу речки Малой Рачевки.

Читайте так же:
Новинки бизнеса лего кирпича

Несколько слов о технологии каменного строительства

В древнерусское время известны два основных способа кирпичной (плинфяной) кладки. Первый способ, это так называемая кладка со скрытым рядом. Особенность ее заключалась в том, что каменщик укладывал следующий ряд кирпичей, отступая от края стены, как бы утапливая кирпичи в глубине кладки, и затем замазывал наружную часть кирпича раствором. Поэтому при такой технике, кирпичи на любой стороне стены видны через ряд. Этот древний способ строительства пришел в Древнюю Русь из Византии, поэтому именно в такой технике построены самые древние храмы Киева, Чернигова, Новгорода и Полоцка. Второй способ, это обычная порядовая кладка, которая применяется в строительстве до сих пор. В Древней Руси эта передовая техника строительства появилась в конце XI века в Чернигове. Современные ученые считают, что в Чернигов она попала из северной Италии. Из Чернигова техника порядовой кладки попала в Смоленск и другие древнерусские земли.

Следует заметить, что в Смоленске, в отличие от других земель Древней Руси, где архитектурные сооружения также возводились из плинфы, совершенно не использовали при кладке стен как строительный материал камни. Здесь стены возводились исключительно из плинфы. Особенностью смоленского строительства также было добавление в известковый раствор наряду с толченым кирпичом (цемянкой), фракциями песка или мелкой гальки и кусочков углей.

«Каменосечци и зиздателе полат каменных»

Из древнерусских летописей до нас дошло слово «мастер». Известно, что мастерами в древнерусское время называли как зодчих, так и целые строительные артели. Например, «мастеры от грек», строившие Десятинную церковь в Киеве и «мастери церковни», строившие Успенский собор Киево-Печерского монастыря. Также очевидно, что древнерусские строительные артели, в том числе и работавшие в Смоленске состояли из самых высококвалифицированных мастеров. А архитекторы, возглавлявшие эти артели, вероятно, должны были сочетать в себе качества хороших организаторов с очень большими (если не выдающимися по временам средневековья) знаниями.

Дошедшие до нас письменные источники свидетельствуют о тесной связи княжеской власти с древними строителями. «Например, о князе Рюрике Ростиславиче сказано, что он имел «хотение же… ко всим церквам и любовь ненасытну о зданьих». А при строительстве Георгиевского собора в Юрьеве-Польском летописец написал, что князь Святослав «сам бо мастер» <…> О тесной связи монументального строительства с княжескими заказами и, видимо, о прямой феодальной зависимости строительных артелей от князя свидетельствуют княжеские знаки, обнаруженные на кирпичах и камнях». Впрочем, это не удивительно, учитывая запредельную стоимость затрат на строительство даже небольшого каменного храма в то время. Очевидно, что потянуть это непосильное бремя мог только князь, или, в крайнем случае, епископ, и то, только в очень богатом торговом городе.

Смоленские «вольные каменщики»?

В заключение хотелось бы упомянуть и о некоторых фактах свидетельствующих, о связях древнерусских строителей с их европейскими коллегами. Так, хорошо известно, что в XII веке германский император Фридрих прислал во Владимир своих строителей. Также известно, что в Юго-Западной Руси в XII – XIII веках очень много строили мастера из соседних Венгрии и Польши. Возможно, в составе местных артелей Полоцка и Смоленска также были и какие-то мастера из Северной Европы.

Известно, что в Смоленске по североевропейским образцам была возведена католическая церковь-ротонда. Также на кирпичах-плинфах смоленских храмов изредка встречаются знаки, очень напоминающие латинские буквы, циркули и мастерки. Подобные символы выбивали на стенах средневековых храмов западноевропейские вольные каменщики. На кирпичах-плинфах древних смоленских храмов встречаются и используемые до сих пор масонами загадочные символы-знаки и клейма в виде пятиконечных и шестиконечных звезд. К сожалению, до сих пор никто достоверно так и не установил, что означали эти знаки тогда.

Кирпичная готика

Кирпичная, ганзейская или северогерманская готика (нем.  Backsteingotik , польск. Gotyk ceglany ) — историко-региональная разновидность готического стиля архитектуры, распространённая в Северной Германии, Польше, Белоруссии и Прибалтике в XIII—XVI веках [1] .

Развитие этого стилевого течения в средневековой архитектуре стран Западной Европы отчасти предопределил дефицит и дороговизна строительного камня [2] . Красный керамический кирпич как строительный материал стали использовать в Северной Европе в XII веке, поэтому самые древние кирпичные образцы относятся ещё к так называемой «кирпичной романике». В XVI в. кирпичную готику сменил «кирпичный ренессанс». А в XIX веке — неороманский стиль.

Для кирпичной готики характерны, с одной стороны, отсутствие скульптурных украшений, которые невозможно выполнить из кирпича, и, с другой стороны, богатство орнаментальных деталей кладки и структуризация плоскостей за счёт чередования красного либо глазурованного кирпича и известковой побелки стен. Сочетание красного кирпича с белокаменными деталями, побелкой фахверка или просто деревом, выкрашенным белой масляной краской, характерно для архитектуры Голландии, Англии, Восточной Пруссии XVI—XVIII веков и петровского барокко первой четверти XVIII в. в Санкт-Петербурге.

Читайте так же:
Кирпич альтаир кора дуба

Многие города, внешний облик которых украшают готические сооружения из красного кирпича, являются объектами Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Содержание

Распространение [ править | править код ]

Образцы кирпичной готики встречаются в первую очередь в регионах, где отсутствуют запасы природного камня, в частности, в северных областях Польши на Северо-Германской низменности. Этот ареал практически полностью (за исключением Вестфалии и Рейнской области) совпадает с зоной влияния Ганзы, вследствие чего кирпичная готика стала символом этого могущественного союза городов и наряду с нижненемецким языком существенным элементом культуры Северной Германии. В Средние века и Новое время эта культурная область включала в себя южную часть Прибалтики и оказывала большое влияние на Скандинавию. Самый южный образец кирпичной готики в Германии — альтенбургская церковь на горе (нем.  Bergkirche ) находится далеко за пределами своего основного ареала распространения — в Тюрингии.

На северо-западе перевозки песчаника, использовавшегося как строительный материал, осуществлялись по рекам Везеру и Эльбе. Это привело к синтезу строгого стиля, характерного для регионов к востоку от Эльбы, с архитектурой прирейнских земель. Здесь кирпич использовался в первую очередь для возведения стен, а из песчаника изготавливались скульптурные украшения. Поэтому кирпич не несёт художественной нагрузки, и большинство сооружений на северо-западе Германии не относятся к кирпичной готике.

Отсутствие природного камня не обязательно вело к повсеместному формированию типичного стиля с использованием кирпича. Так, Верхняя Бавария и Верхняя Швабия также ощущали нехватку строительных материалов, но характерный «кирпичный» архитектурный стиль там не возник. Скульптурные украшения здесь изготавливались из штучного камня, либо кирпичная основа облицовывалась природным камнем, как, например, в церкви Святого Мартина в Ландсхуте и мюнхенской Фрауэнкирхе.

Историческая обстановка [ править | править код ]

В ходе так называемой «восточной колонизации» XII—XIII веков немецкие купцы и колонисты с перенаселённого северо-запада Германии переселялись в районы проживания славян к востоку от Эльбы. В 1158 году Генрих Лев получил Любек, в 1160 году он завоевал Шверин, где располагалась резиденция славянских князей. Использовавшая насильственные методы колонизация продвигалась на восток вместе с христианизацией славян и учреждением Ратцебургского, Шверинского, Камминского (ныне Камень-Поморски) и Бранденбургского епископств.

Новые города вскоре вошли в состав Ганзейского союза и образовали его лужицкое подразделение с центром в Любеке и готландско-лифляндское в пригороде Ревеля (Таллина). Капитулярные и приходские церкви, ратуши, жилые дома богатых купцов и городские ворота, — и церковные, и светские сооружения в процветающих купеческих ганзейских городах отличались большой представительностью. За городскими стенами свой значительный вклад в развитие кирпичной архитектуры вносили монастыри, прежде всего цистерцианцев и премонстрантов. Тевтонский орден для обеспечения своего господства возводил из кирпича свои многочисленные замки на территории Пруссии и Ливонии.

Развитие [ править | править код ]

Кирпичная архитектура появилась ещё в XII веке, то есть ещё при романском стиле. Долгое время в Северной Германии дома строили из дерева, которое конечно же не подходит для монументального строительства. Менее значимые сооружения, прежде всего, в сельской местности, вплоть до Нового времени строились в технике фахверка.

Красный кирпич заменил природный камень при строительстве кафедральных соборов и приходских церквей в Ольденбурге, Зегеберге, Ратцебурге, Шлезвиге и Любеке.

В Бранденбургской марке, где необходимость в строительных материалах ощущалась вдвое острее вследствие удалённости от Балтийского моря, в 1165 году при Альбрехте Медведе в Бранденбурге началось возведение из кирпича кафедрального собора. Однако центральное место в кирпичной архитектуре марки занимает монастырь в Йерихове.

Характеристика [ править | править код ]

Кирпичные сооружения романского стиля ещё близки к «квадровой» [3] архитектуре, поскольку её формы были перенесены на новую «кирпичную» технику. В готическую эпоху развивается оригинальный стиль кирпичной архитектуры, обусловленный нехваткой строительных материалов. Строения отличаются тяжеловесностью и монументальными размерами, однако внешне выглядят скромно и менее грациозно, чем постройки на юге Европы. Несмотря на это в них ощущается влияние архитектуры французских кафедральных соборов и вдохновлённой ими же «шельдовской готики» во Фландрии.

Со временем появились технологии, позволявшие добавить изысканности во внешний облик церквей: для контрастности с тёмным кирпичом углублённые части стен красили известью. Кроме этого началось производство фасонного кирпича, позволявшего лучше имитировать скульптурные украшения.

Кирпич [ править | править код ]

Исходным материалом для производства красного кирпича, заменившего природный камень, служила глина, которой на Северо-Германской низменности было предостаточно.

Стандартом в строительстве представительских сооружений стал кирпич так называемого «монастырского формата» (от 28×15×9 см до 30×14×10 см со стыком в среднем 1,5 см). В отличие от «квадровой» готики как «монастырский кирпич», так и фасонный изготавливались на специальном производстве, а не непосредственно на строительной площадке.

Арочные своды из кирпича: технология кладки и особенности строительства, которые не боятся землетрясений

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Как известно, сводчатые потолки более прочные и могут выдерживать даже сильные землетрясения. Эти слова подтверждают сохранившиеся практически в идеальном состоянии памятники архитектуры, которые насчитывают не одну сотню лет. И самое главное, что такого рода конструкции возводились из специального кирпича высококлассными зодчими без единой капли какого-либо раствора. Современные же методы строительства радиусных перекрытий позволяют создавать настоящие шедевры, глядя на которые даже не верится, что такое чудо возможно.

Читайте так же:
Кирпич это знак зодиака

Много веков подряд сводчатое или купольное перекрытие являлось самым надежным и крепким. | Фото: sdelaipotolok.com.

Как показывает практика, именно сводчатые или радиусные потолки и перекрытия не только эстетичней выглядят, но и более долговечны, что доказывают старинные храмы, арочные мосты и другие постройки, дожившие до наших дней.

Современные мастера создают не менее шедевральные сооружения используя лишь кирпич и раствор. | Фото: fishki.net.

Если в старые времена такого рода конструкции возводились из специального кирпича и без применения связующего раствора, то сейчас благодаря инновационным стройматериалам появилась возможность создавать и вовсе уникальные сооружения. В это сложно поверить, но теперешние каменщики не используют никаких особых приспособлений или арматуры – только кирпич, форма и специальный раствор.

Удивительной красоты арочный потолок сделан современными мастерами. | Фото: fishki.net.

На данный момент известны шесть разновидностей арочных потолочных конструкций, а также разработан еще один способ создания сверхпрочных потолочных перекрытий, применяемых для строительства огромных промышленных помещений и общественных зданий – метод двоякой кривизны.

Сводчатый потолок в современном дизайне. | Фото: samstroy.com.

Ведь именно радиусные конструкции не требуют установки дополнительных опор, как при создании плоского потолка. А это значит, что внутреннее пространство не будет загромождено огромным количество колонн. И еще один плюс в пользу криволинейных потолочных перекрытий – для их возведения можно использовать все виды кирпича (и даже пустотелого!), природные камни и даже облегченные бетонные блоки.

Современный стиль кладки сводчатых сооружений из кирпича. | Фото: fishki.net.

Специалисты Novate.Ru обращают внимание на единственное требование к выбору перечисленного стройматериала – любой из блоков должен иметь правильную геометрическую форму.

Благодаря современным строительным материалам сводчатые потолки могут иметь невероятные архитектурные формы. | Фото: kamtehnopark.ru.

Такие требования имеют значение лишь в том случае, если используется жидкий связующий раствор (портландцемент), вода из которого впитывается в кирпич и сразу же схватывается. Благодаря этому современные мастера могут создавать просто невероятные конструкции, которые отличаются великолепными архитектурными формами и сверхпрочностью.

При строительстве радиусного перекрытия нужно создать проект. | Фото: blog-potolok.ru.

Конечно же, если собираетесь создавать классический радиусный потолок или арку, то можно использовать старинный метод кладки. Отличительная особенность такой конструкции состоит в том, что сделать ее можно не применяя ни цемента, ни специального раствора. Для этого понадобятся лишь идеально правильный расчет, опыт в создании такого рода конструкций и клинообразной формы кирпич, который укладывается особым образом.

С помощью клиновидного кирпича или камня можно сделать сводчатый потолок и без цементного раствора. | Фото: pinterest.com.

Как ни странно, но такие «чудеса» происходят за счет того, что выполненная в виде полусферы кладка имеет центр окружности строго в середине. Для такого строительства достаточно будет использовать лишь клиновидный кирпич, имеющий наружную сторону больше чем внутреннюю. А все остальное сделают законы природы.

Используя подобную технологию можно построить купольный дом. | Фото: riadmar.livejournal.com.

Благодаря физическим законам каждый из кирпичей под действием силы тяжести плотно зажимается между соседними элементами и образовывает крепкую единую конструкцию, которой не страшны даже землетрясения. И ещё очень интересный факт — если плоские потолки уменьшают пространство, то радиусные — раздвигают его и зрительно увеличивают внутреннюю площадь.

Если же клиновидного или любого другого кирпича нет или решили строить из камня или бетонных блоков, то в обязательном порядке нужно использовать специальный цементный раствор, который позволит создавать нужной толщины распор, создавая клинообразную форму. Или выбрать другой способ кладки, который позволяет создавать разнообразные формы потолочных перекрытий.

Чаще всего сводчатые потолки делают при строительство подвалов. | Фото: moypodval.ru.

Какой бы вы способ не использовали всегда надо помнить, что главной задачей при создании радиусного потолка любой формы или витиеватой конструкции лестничного пролета является проектирование и идеальный расчет, ведь малейшая ошибка сведет все усилия на нет.

Помимо этого такую тонкую и сложную работу нужно доверять лишь профессионалам, даже несмотря на то, что глядя на процесс кладки со стороны кажется, что это совсем легко и просто.

Все работы по кладке радиусных сооружений должны выполнять профессионалы. | Фото: pinterest.com.

Ведь все этапы возведения нужно выполнять максимально быстро и синхронно с обеих сторон, чтобы сойтись в центре окружности и установить «замок».

Проверку на прочность арочные конструкцию проходят не только сотнями лет, но и природными катаклизмами. | Фото: pinterest.com.

Если при строительстве используется раствор, то все швы должны полностью заполнятся раствором и идеально затираться, не оставляя «наплывов» или полостей.

Большую роль для столь ответственного строительства играет температура и влажность воздуха. При минусовых температурах, равно как и при очень высоких создавать кирпичный свод уж точно не стоит. Используя тот же принцип, высококлассные и креативные мастера умудряются строить невероятной архитектурной формы кирпичную лестницу.

Из кирпича можно сделать удивительной формы лестницы. | Фото: fishki.net.

Но в этом случае не используются ни временные подпорки, ни арматура, только кирпич, быстросхватывающийся раствор и мастерство с творческой жилкой в придачу.

Витиеватая лестница из кирпича может украсить интерьер любого дома. | Фото: pinterest.com.

За этим невероятно захватывающим процессом можно наблюдать в следующем видеоролике, который наглядно покажет, что такого рода работы должны проводить только профи.

Используя подобную технологию, еще в советские времена неординарные архитекторы умудрились спроектировать и построить странной круглой формы многоэтажные панельные дома. О том, как же эти шедевры архитектурной мысли создавались и почему разрешили такое строительство, расскажет следующий материал.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector