Tomsk-kuhnja.ru

Кухни Томска
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему немецкий ас-истребитель в 1943 пощадил и спас 9 американских летчиков

Почему немецкий ас-истребитель в 1943 пощадил и спас 9 американских летчиков

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

20 декабря 1943 года бомбардировочная группа 8-й воздушной армии ВВС США вылетела с английского аэродрома на Бремен. Целью был военный авиазавод. Задание считалось чрезвычайно опасным, так как кроме мощного сопротивления в воздухе ожидались и проблемы с земли: артиллерия ПВО Бремена насчитывала 250 зенитных орудий. Для экипажа B-17, который сами летчики называли ласково «Старый паб», этот вылет был особенным – у воздушного корабля был только что назначен новый командир, Чарли Браун.

Чарли Браун (слева, первый в нижнем ряду) и члены экипажа бомбардировщика B-17 «Старый паб»

B-17 в этом боевом вылете не повезло. Бомбардировщик успел сбросить бомбы на цель, но тут же попал под огонь зениток и получил множество повреждений. Отбившийся от основного строя, самолет стал легкой добычей для десятка вражеских истребителей. Очень скоро оказалось, что два двигателя выведены из строя, сильно повреждено хвостовое оперение, кормовой стрелок погиб, а оставшиеся в живых девять членов экипажа ранены. Положение осложнялось тем, что самолет продолжал находиться на огромной высоте, и от полученных повреждений забортная температура в — 60 градусов превратилась в настоящую проблему: у одного пилоты были отморожены ноги, а когда летчики попытались сделать раненым уколы морфия, то обнаружили, что препарат замерз в шприц-тюбиках.

Единственной удачей можно было посчитать то, что основная эскадрилья немецких истребителей почему-то не стала преследовать бомбардировщик. Может быть посчитали, что он и так не дотянет до границы. Однако американцы упорно продолжали вытягивать покалеченную машину «на честном слове и на одном крыле» и двигались в сторону Ла-Манша.

Американский самолет заметили на одном из военных полевых аэродромов в окрестностях Бремена. Немецкий летчик-ас Франц Штиглер специально поднялся с земли на Messerschmitt Bf-109 и погнался за недобитым противником. Охота, которая принесла бы ему высший орден Третьего рейха, ожидалась быстрой, B-17 и так держался в воздухе каким-то чудом.

Чарли Браун и Франц Штиглер

Штиглер приблизился к американскому самолету, ожидая сопротивления, но его не последовало – отстреливаться было просто некому. У бомбардировщика была повреждена кислородная, гидравлическая система, а также радиостанция, весь фюзеляж представлял собой решето. Немецкий летчик позднее вспоминал, что он был несказанно удивлен, что машина в таком состоянии все еще держалась в воздухе. Через прорехи в корпусе ас Люфтваффе разглядел убитого стрелка, летчика без ноги и израненный экипаж, который пытался оказывать ему помощь.

Штиглер подлетел так близко, что разглядел капитана судна и впервые в жизни посмотрел в глаза своему врагу. Ему вспомнились слова его учителя и бывшего командира Густава Рёделя: «Если я когда-нибудь увижу или услышу о том, что ты стреляешь в человека на парашюте, я сам тебя застрелю». Как Штиглер позже пояснял, «Для меня это равносильно, если они были бы на парашюте. Я видел их, и я не мог их расстрелять».

Вот так фраза, сказанная летчиком, на чьем счету была почти тысяча боевых вылетов и почти сто сбитых самолетов, через несколько лет спасла жизни девятерым американцам. Франц Штиглер не стал атаковать неисправный самолет, а, приблизившись, начал знаками показывать командиру B-17 сесть на немецком аэродроме и сдаться. Раненый экипаж, который каждую секунду ожидал одного-единственного рокового выстрела, сначала не понял немецкого аса, ведь его поведение не укладывалось ни в одну из возможных схем.

Читайте так же:
Марка кирпича для печи бани

Немецкий завод после бомбежки

Тогда Штиглер попробовал заставить самолет направиться в нейтральную Швецию, но «Старый Паб» продолжал упрямо тянуть в сторону своей базы. Впереди сумасшедших американцев ожидали не только сотни километров над водой, но и Атлантический вал — мощнейшая береговая система немецких укреплений. Немецкий ас, решив помогать противнику, не остановился в этом деле на полпути. Он не только пощадил полуразбитый самолет, но и начал его эскортировать – занял позицию вблизи левого крыла бомбардировщика, прикрывая его таким образом от немецких зенитных подразделений. Он сопровождал поврежденный B-17 над побережьем, пока они не достигли открытого моря. Когда опасная зона была преодолена, немец отсалютовал мужеству противников, качнув крыльями, и полетел назад.

«Старой паб» сумел преодолеть 400 километров и приземлиться базе Ситинг в Великобритании. Этот случай является одним из удивительнейших в истории примеров «живучести» поврежденного самолета. После подробного доклада начальству сверху пришел строгий приказ: о случившемся никому не сообщать, чтобы не вызывать положительных чувств по отношению к фашистам. Франц Штиглер, разумеется, не стал отчитываться своему начальству о рыцарском поведении в небе, прекрасно понимая, чем это чревато. В мае 1945-го Штиглер перелетел на своем истребителе к американцам и сдался.

Однако у этой истории было еще и продолжение. Через много десятков лет после великой победы, когда американец Чарли Браун уже завершил удачную карьеру чиновника по иностранным вопросам, а бывший немецкий ас, эмигрировавший в Канаду стал крупным бизнесменом, бывшие враги нашли друг друга. Инициатором встречи был Браун. Рассказывая на одном из мероприятий о давних боевых подвигах, он припомнил случай своего удивительного спасения и задался целью найти летчика, пощадившего его когда-то. После четырех лет поисков ему повезло, Штиглер написал из Канады: «Я был тем самым».

Чарли Браун и Франц Штиглер 50 лет спустя

Мужчины встретились в начале 1990-х и дружили затем еще двадцать лет, до самой смерти. Оба ушли из жизни в 2008 году с разницей в несколько месяцев. Несколько лет спустя эта удивительная история увидела свет в виде книги «Высший призыв: невероятная истинная история битвы и рыцарства в раздираемом войной небе Второй мировой войны».

Не менее удивительна истории женщины, которую называли Белой Лилией Сталинграда: Подвиги и тайны в судьбе знаменитой летчицы Лидии Литвяк

Как ПЗРК из СССР сбивал самолеты США и попал в Китай

Переносные зенитно-ракетные комплексы использовались во всех военных конфликтах начиная с 60-х годов. Изобретателями нового вида оружия стали американцы.

В основе «карманного» зенитного комплекса лежат родившиеся и реализованные в США идеи базуки и безоткатного орудия. Но от первоначального замысла, возникшего еще в ходе войны в Корее, до принятия ПЗРК на вооружение прошло почти 10 лет. Причем Советская армия получила серийные образцы раньше, чем Пентагон. И первыми трофеями пехотинцев-зенитчиков по иронии судьбы стали именно американские самолеты.

Вернемся к началу истории. От наметок «сделать базуку против самолетов» до понимания, что замысел технически осуществим, в компании «Конвер» (США) прошло около пяти лет, и в 1955 году был разработан концепт легкого компактного зенитного оружия, с которым мог управиться один человек. Военные идею одобрили, но во-первых, выдвинули ряд принципиальных требований, а во-вторых, настояли на том, чтобы состоялся конкурс с участием других компаний. Задание включало эксплуатационную часть – изделие должно быть легким, необслуживаемым в ходе хранения, иметь качественную систему наведения на воздушные цели, простым и безопасным в использовании, а также технологическую – в частности, калибр ракеты определялся в 70 миллиметров для выпуска на уже имеющемся оборудовании без переналадки, боеприпас должен поставляться снаряженным в одноразовом герметичном тубусе и быть готовым к немедленному применению.

Читайте так же:
Использование кирпича от разборки

Победителем конкурса стала компания «Конвер». Примерно в середине 1958 года образец ПЗРК FIM-43 Redeye («Красный глаз» или «Красноглазка») был продемонстрирован публично. С этого момента начинается история советского ПЗРК «Стрела-2»: наша военно-техническая разведка выполнила поставленную ей задачу, и в 1960-м по постановлению Совмина работу над новым изделием начали в Коломне – ныне это НПК «КБ машиностроения». Однако говорить, что это было в чистом виде «обратное копирование», как в случае с бомбардировщиком Ту-4, нельзя – советским конструкторам пришлось решать множество уникальных задач. Самой трудной оказалась разработка наиболее высокотехнологичной части ракеты – головки самонаведения. Делали «Стрелу-2» в широкой кооперации, и в 1968 году первый советский ПЗРК был принят на вооружение. Шла война во Вьетнаме, где и состоялось первое боевое применение новинки. Там же, а затем в ходе арабо-израильской войны в 1969 году появились первые замечания к работе комплекса. Основная претензия военных – ракета зачастую не наносила поражаемому воздушному судну фатальных повреждений, иногда самолеты были в состоянии вернуться на аэродром. Потому в 1970-м на вооружение был принят комплекс 9К32М «Стрела-2М» (по системе обозначений НАТО – SA-7B Grail, «Грааль»). Он сбивал воздушные цели на встречных и догонных курсах на высотах до 2300 метров, имея большую поражающую способность.

Как ПЗРК из СССР сбивал самолеты США и попал в Китай

Новинка обрела колоссальную популярность по всему миру, сегодня более 60 стран держат «Стрелу-2М» в арсеналах, не считая террористических структур, не имеющих государственного статуса. До появления в конце 70-х американского ПЗРК «Стингер» (Stinger в переводе с англ. жало) наша «Стрела» была самым раскрученным переносным зенитным комплексом в мире. Да и после «стингеризации» военных конфликтов своих позиций не сдала. Причина тому и накопившийся за полвека солидный боевой счет и высокая эффективность. Достаточно сказать, что в ходе вьетнамской войны бойцы ДРВ произвели 589 пусков ПЗРК «Стрела-2М», сбив 204 самолета и вертолета противника. За наше изделие говорит и стоимость. Если «Стингер» оценивается в среднем в 60 тысяч долларов, то «Стрела-2М» обходилась покупателю примерно в 7000: если покупать не для пижонства, а для дела – аргумент более чем убедительный. Наш комплекс производился по лицензии в Румынии и Египте, сейчас мощностями по его изготовлению обладает Украина.

Но самое интересное произошло с китайской версией. В годы войны во Вьетнаме отношения СССР и КНР были далеки от дружеских, и Ханой, получая обильную помощь от обеих стран, проявлял чудеса политеса, лишь бы наши и китайцы не имели никаких контактов. И как жест доброй воли передал Пекину комплекс «Стрела-2». Китайцам было проще, чем нашим, они имели готовое изделие, и нелицензионная копия под именем HN-5 («Хунъин-5») появилась достаточно быстро, пережила несколько модернизаций, активно поставлялась в дружественные страны.

«На борту было 110 человек»: все, что известно о «захваченном» самолете, который приказал сбить Путин

Судя по словам Владимира Путина, речь идет о самолете Boeing 737–800 компании Pegasus Airlines. Президент указывает точную дату и даже время инцидента — о «террористе» на борту Путину доложили в тот момент, когда он ехал на стадион «Фишт» с представителями Международного олимпийского комитета (президент посещал «Фишт» 7 февраля — в день открытия Олимпийских игр в Сочи).

Читайте так же:
Кирпич млс 62 гост

Кроме того, во время интервью Путин прямо говорит, что самолет, который он приказал взорвать, вылетел из Харькова и направлялся в Стамбул. Есть указание и на конкретную ситуацию — пьяный авиадебошир требовал развернуть судно и направиться в Сочи, угрожал экипажу бомбой.

Тогда, вспоминает Владимир Путин, сотрудники штаба напомнили ему, что в соответствии с планом, предусмотренным на подобный случай, самолет рекомендуется сбить.

Владимир Путин, президент России:

— Я им сказал: «Действуйте в соответствии с планом». На вопрос тех, кто ехал в автобусе [членов МОК], я сказал: «Все хорошо». Я, к сожалению, ничего не мог им сказать до полного выяснения всех деталей. Минут пять, может быть, семь прошло. Раздался второй звонок, и тот же самый руководитель штаба по линии безопасности сказал, что это была пьяная выходка, самолет направляется в Турцию и скоро садится.

История про самолет начинается на восьмой минуте фильма:

Позже об этом рейсе много писали российские и украинские СМИ, но о том, что люди, находящиеся на борту, могли не прибыть в пункт назначения, тогда известно не было. На вопрос Андрея Кондрашова, что почувствовал президент между двумя звонками, Владимир Путин сказал так: «лучше об этом не говорить».

Известно, что угрозы авиадебошира длились не более трех минут. «Он требовал лететь в Сочи, где находится Путин с Януковичем, у которых «руки в крови», и «освободить всех заложников в Украине», — сообщил руководитель следственного управления СБУ Максим Ленко украинским «Вестям». После «выступления» дебошир, который был одет в спортивный костюм, напоминающий форму олимпийской сборной России, вернулся на свое место в бизнес-классе.

Сотрудник харьковского аэропорта (цитата по «Вестям» Украины):

Экипаж самолета послал сигнал SOS и в 8 часов вечера по МСК совершил плановую посадку в аэропорту Стамбула. По информации «Коммерсантъ», нетрезвого пассажира, при котором не было ни оружия, ни взрывчатки, сразу задержали. 10 февраля турецкий суд арестовал украинца Артема Козлова (тогда ему было 45 лет), пьяная выходка которого чуть не стоила жизни 110 пассажирам самолета.

Владимир Путин приказал сбить «захваченный» пассажирский самолет перед Олимпиадой в Сочи. Видео

Через три месяца Козлова выпустили под подписку о невыезде. Украинца обвинили по статье «Попытка угона или задержание транспортного средства и лишение свободы одного и более человек с применением принуждения, угрозы или мошенничества». За это преступление предусмотрено лишение свободы на срок от 11 до 42 лет.

Во время судебных слушаний Козлов заявлял, что отправился в Стамбул с туристической целью, но затем решился на инсценировку угона. Таким образом он хотел донести до всего мира информацию о событиях на Украине (протестные акции на Майдане), сообщает NTV.

В июне 2015 года Козлова приговорили к 9,5 года тюремного заключения (по данным турецкого издания «Haberler»), однако его защитник подал апелляцию. Судя по всему, суд второй инстанции удовлетворил требования адвоката и его подзащитного.

Так, под одним из постов на личной странице Козлова в Facebook от 10 августа 2017 года на вопрос о его местоположении ответила Элла Козлова (предположительно, родственница дебошира), которая написала, что Артем «скоро будет на свободе». В тот же день сам Козлов рассказал в Facebook, что вернется на родину в ноябре. Геолокация его последних постов показывает Днепропетровскую область.

Читайте так же:
Лак для кирпича цвета

Сейчас на странице Артема Козлова можно найти много публикаций об Украине и о Владимире Путине. Однако последние посты Козлова менее радикальны, чем в 2014–2015 годах, — сейчас на его странице больше музыки и меньше политики.

Как Советский Союз сбивал шведские самолеты

После окончания Второй мировой войны планете не суждено было долго наслаждаться спокойной жизнью. Две сверхдержавы – СССР и США – схлестнулись в непрямом противостоянии, названном «холодной войной». Мир раскололся на два полярных лагеря: капиталистический и социалистический. Были, правда, и страны, которые официально позиционировали себя как нейтральные. Однако на поверку большинство из них тайно симпатизировали и даже помогали той или иной стороне.

Одной из таких «нейтральных» стран была Швеция.

Капиталистическая сторона силы

Несмотря на социалистический курс внутренней политики, который провозгласил после победы над фашизмом Стокгольм, шведы в «заочном противостоянии» Советского Союза и Соединенных Штатов приняли американскую сторону. Естественно, это нигде не афишировалось, а во всех острых вопросах, возникающих на международной арене, Швеция открыто и громко трубила о своем нейтралитете.

Сейчас можно долго дискутировать, что же вынудило шведские власти стать на сторону «мирового империализма». Может быть, экономическая привлекательность заокеанского рынка, который открывался шведам в награду за лояльность, а может быть, в Стокгольме помнили, как в свое время СССР пытался силой присоединить к социалистическому лагерю их соседей финнов. Как бы там ни было, но Швеция выбрала «капиталистическую сторону силы».

Вороны-шпионы бога Одина

Главным вектором негласной шведской помощи американцам стала разведка. Это было прогнозируемо, учитывая близость границ скандинавского королевства и Советского Союза. Американцам же нужно было знать все о советских войсках, расположенных на границе и в приграничных районах СССР. В частности, о системах противовоздушной обороны (ПВО) потенциального противника.

Советские карикатуры 1950-х годов на США и НАТО.

Для сбора данных о размещении советских радаров ПВО в Прибалтике и Калининградской области РСФСР шведы под чутким руководством своих «друзей» из ЦРУ оборудовали пару транспортных авиалайнеров Douglas DC-3 – самолетов, которые великолепно зарекомендовали себя во время Второй мировой войны как в качестве грузовых, так и пассажирских крылатых машин.

Самолеты Douglas DC-3 широко использовались на воздушных пассажирских и грузовых перевозках во всем мире, в том числе и в СССР.

Итак, два шведских «Дугласа» были напичканы самой современной на то время разведывательной аппаратурой, позволявшей вести аэрофото- и видеосъемку в довольно хорошем качестве. Для еще большего антуража самолетам присвоили кодовые названия «Хугин» (Hugin) и «Мунин» (Munin). Именно так в скандинавской мифологии звали двух воронов-шпионов верховного бога Одина.

Агент ГРУ в шведских ВВС

Естественно, учитывая важность данных, которые Пентагон собирался получить с помощью самолетов-разведчиков, сама операция приобрела статус «секретной». Однако американцы и шведы, похоже, забыли, что на шпионов чаще всего охотятся такие же шпионы. Именно так случилось и в этот раз.

Пилоты шведских ВВС и эмблема Svenska flygvapnet.

В Svenska flygvapnet – Военно-воздушных силах Швеции – оказывается, тоже был шпион. Советский. Звали его Стиг Веннерстрем, и служил он в одном из штабов шведских ВВС в звании полковника. Никто из его коллег даже предположить не мог, что на 1952-й год этот офицер был «кротом со стажем». К тому времени Веннерстрем уже 15 лет работал на Главное разведывательное управление (ГРУ) Министерства обороны СССР.

Читайте так же:
Владимирский тракт строительный рынок кирпич

Воздушный расстрел под Вентспилсом

В пятницу, 13 июня 1952 года, один из самолетов-разведчиков – Hugin – отправился на свое первое задание. Экипаж, который состоял из 3 пилотов и 5 военных специалистов по электронике, получил приказ провести аэрофотосъемку нового советского крейсера класса «Свердлов», а также зафиксировать и оценить работу его радарных систем. Естественно, операция была секретной.

Бог Один и его вороны — Хугин и Мунин. Средневековый рисунок. Внизу — самолет Douglas DC-3.

Самолет-разведчик Douglas DC-3 «Хугин» совершал полет над нейтральными водами Балтики. Когда воздушная машина находилась примерно в сотне километров от советского портового приграничного города Вентспилс (Латвийская ССР, ныне – Латвия), ее без предупреждения атаковал истребитель МиГ-15 ВВС СССР.

За штурвалом боевой машины находился капитан советских военно-воздушных сил Григорий Осинский. В первом заходе истребитель буквально разорвал выстрелами из своих пушек один из топливных баков «Хугина». Самолет-разведчик загорелся, но советский ас и не думал прекращать атаку.

МиГ-15 и Douglas DC-3

Осинский сделал вираж и вышел на второй заход, в котором он в буквальном смысле слова добил пылающий Douglas DC-3. Никто из экипажа шведского воздушного судна не пережил атаку советского истребителя. Впоследствии за эту операцию капитан Григорий Осинский был награжден орденом Боевого Красного Знамени.

Сбить «Каталину»

Пентагон и ВВС Швеции прекрасно понимали, какая участь постигла их самолет-разведчик. Однако на его борту было весьма ценное оборудование, да и «замести следы» американцам и «нейтральным» шведам не помешало бы. Все это вынудило скандинавов отправить на поиски обломков «Хугина» пару самолетов-амфибий PBY Catalina, которые еще до Второй мировой войны были разработаны американской компанией Consolidated Aircraft Corporation.

Самолет-амфибия PBY Catalina ВВС Швеции (вверху). Внизу — посадка «Каталины» американских ВВС на воду.

Недалеко от советской границы одна из амфибий без предупреждения была атакована сразу двумя советскими истребителями МиГ-15. Поврежденный самолет сумел кое-как приводниться в нейтральных водах Балтийского моря. Спасли экипаж PBY Catalina моряки шведского сухогруза, который в это время оказался поблизости.

В европейской прессе вспыхнул скандал: газеты выходили с заголовками, обвиняющими СССР в атаке на гражданский самолет в нейтральном воздушном пространстве. Журналисты требовали у шведского правительства дипломатически жестоко ответить Советскому Союзу в связи с инцидентом. Однако официальный Стокгольм воздержался даже от ноты протеста, объясняя это нежеланием портить отношения с СССР.

Вместо послесловия

Вскоре шумиха вокруг расстрела шведского самолета-амфибии потихоньку улеглась. Холодная война набирала обороты в ракетной сфере, и об инциденте над Балтикой постепенно забыли. А история с самолетом-разведчиком Douglas DC-3 «Хугин» вообще была засекреченной, причем как в Швеции, так и в Советском Союзе. Стокгольм продолжил открыто демонстрировать свой нейтралитет и даже стал вскоре одним из главных западноевропейских друзей СССР.

Остатки шведского самолета-разведчика Douglas DC-3 «Хугин».

Лишь в 1992 году инцидент со сбитым «шпионом бога Одина» стал известен широкой публике. Российское Министерство обороны рассекретило часть архивов, среди которых были и документы о событиях в небе Балтики, произошедших в 1952 году. Швеция была вынуждена официально отказаться от устоявшейся версии об учебном полете сбитой амфибии PBY Catalina возле берегов СССР.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector